Не я последний, кто будет еще думать и писать о стихах этого замечательного русского поэта. Он
обладает ясным умом, зорким глазом, способностью в двух словах сказать многое. Как поэт он достиг
своего акме, хотя и не перестает искать. Что же он ищет?
Я начну говорить о "поэтическом методе" Дм.Бураго. Он ошпарен языком, фактом существования речи,
обычной, бытовой. В нескольких местах он "жалуется" на язык, что не дает ему жить, как он бы мог,
будь человек бессловесен и счастлив, как перепелка, (видимо, что-то одно). Вот уж воистину язык мой
-- враг мой. Как жить, имея внутри себя такого могучего врага? Но Дм.Бураго не нужна победа над
языком. Его цель иная, и «метод», то бишь его поэтика, направлена отнюдь не на овладение языком,
как у большинства поэтов, а на что-то совершенно иное. Этому поэту важен не язык, а напротив --
молчание. Но молчание в словесной истерике, когда слово вышло из себя, из даже своего
звучания, когда лук поэта дрожит тетивой и стрела уже пущена, слово летит. Именно инерция
слова, его летание, его летания, то есть когда слово действительно говорит, без смысла. И не
смыслом, а воздухом мысли, безъязыкой, как бытие.
Это рискованное перенапряжение слова у Дм.Бураго -- показатель серьезных намерений поэта. Он не
боится надорваться, а порой даже хочет такого надрыва, болезненной радости закричать, а не запеть,
в рифму, по форме, как это заведено у иных поэтов. Этому поэту нужен каменодробильный труд горла, а
не фиоритура вокала. Пожалуй, судя по двум-трем неслыханным (в смысле непосредственности) строкам
Дм.Бураго видел своими глазами преисподнюю языка, его адское сердце. Некоторые строки
воспринимаются, как ослепление языком, его истошностью.
Судя по тому, что я слышал, половина пути уже пройдена Дм.Бураго (в поэзии). Как у всякого
реального поэта, его вещи намного превышают реальный возраст автора. Радостно видеть человека,
который рискует говорить так.
А.Искра
Вернуться
[в содержание журнала "Самватас"]
[в раздел "Цитаты оттуда"]