В одну из своих бессониц открыл я стихи, а в них -- уникального поэта. Ирина Гатовская -- поэт,
я бы сказал, верный. Не точный, не отчетливый, не пронзительный, даже не адекватный (вот еще чего),
но прежде верный. Автор этот верен себе. Стихи Ирины будто сферическая перспектива закруглены в
удалениях. Нет строк случайных, размытых, но всюду --
Ясность вовнутрь обращенного взгляда
(с.34)
И превосходство поэтического знания над тем, о чем или о ком (так лучше) оно. Вращение строф так
стремительно, что создает впечатление застывшего полета. Парения в смыслах. А в них все воистину
неизбывно, когтисто, гипер-реально. Странный вызов, вызывающая подача. Стоянка головы обратна по
отношению к себе же: автор уже ничего не ждет. Слишком поздно, слишком рано.
Белая бабочка дремлет на троне
Крика, застрявшего в горл вороньем.
(с.34)
Ассонансы замечаются после. А в начале -- бесконечное испытание на прочность. Мелкая ежечасная
гибель, о которой даже у часов нельзя справиться. Стихи будто без формы -- так в них много чувств.
Но странно -- за два десятилетия стихосложения Ирина ни в чем не отошла от себя, не изменила и не
изменилась. Все тот же верный звук чернил по бумаге. Да и бумага -- приглядеться -- та же. И притом
в стихах много мелодии, много музыки. Не зря же названия -- "Мелодия", "Музыка", "Романс на два
голоса", "...Какую музыку сыграем мы с тобой", "Мне песню споет про разлуку...", даже "Чакона".
Формальный изыск минимален. Метафоры умножают реальность, ища правду, а не вымысел. Правду перед
самим собой. Автор издавна ищет тождества, а не неравенства. И трагизм тут гиперболичен, и
результат закономерен. В мире правды --
Все тайны -- ложь, а правдою гордиться --
Невмоготу.
Я вышла из игры.
(1989)
А.Б.
Вернуться
[в содержание журнала "Самватас"]
[в раздел "Цитаты оттуда"]