Книга стихов "Огни Святого Эльма" открывает Игоря Лапинского как поэта метафизического
натюрморта. Книга появляется еще издали -- она привидевается в неизвестном свечении углов и шпилей,
в предощущениях сакрального. Небо светлеет, туман оседает, и немного странно боком пятится гипсовая
нога неушедшего быта, облепленного тиной подозрений и разочарований. Но тут уже ничего не поделаешь
-- читатель относится к непереводимым идиомам циркулярной жизни так, как если бы это были мантры
буддийского монастыря. Огни святого сквозятся сквозь всю толщу книги с ее размеренно-неторопливыми
сюжетами ушедшего времени. Поэт передает святость, точнее пред-святость мира, раскусывая его
вещественность и гиперматериальность. Наделенная атрибутом косности духовная стихия ощущается в
книге со всей убедительностью того, что можно в любой момент потрогать, погладить, ущипнуть,
понюхать и поцеловать. Поэт пишет вещественно, пластично "жадную муку земную" (стихотворение
"Ария", с.85) со всей обстоятельностью античных историографов, излучающих молчаливую мудрость
времени. Он пишет обыденность, ежезримость, въевшуюся в кожу глаз, с их бесконечными подробностями
гибели и припадками начать новую жизнь, но все это окрашено прямым светом совсем немотивированного
добра, превышающего желание выпятиться словом. Земля жизни видится поэтом как бы из космоса
времени-возраста, испытанного полетом и испытующего высотой.
Между тем, это натюрморт -- будь то пейзаж (стихотворение "Танго смерти"), исповедь
(стихотворение "Огни Эльма") или портрет (стихотворение "Соло на банджо"). Иногда это реалистичный
натюрморт, узнаваемый через нарратив (стихотворение "Каан-Алтай"), иногда -- ирреальный
(стихотворения "Танго смерти", "В гостях у старого голубя"). В обоих случаях стихотворная вещь,
сконструированная сюрреалистично, разворачивает мраморную притчу человекоземли. Поэт останавливает
мгновение в "бессознательном чувствоёме взаимопревращений" (С.96), и околдованная речью
природа жизни приобретает законченно-выверенную форму взгляда. Тяжеловесность и пресыщенность этих
конструкций опровергает законы стихосложения и стихотворно предвзятых, надуманных маршрутов
воображения. Натюрморты стихов напоминают математические формулы, в них все подетально точно:
("бежевый череп коня" (с.52), "знобящий сосульчатый смех" (с.75), "жемчужного ветра вращенье"
(с.84), "блаженные волны росы" и "вершинное пламя гор вия" (с.86), "ментоловый каменный
голос" (с.98), "шамотовый крик иволги" (с.96), "росная пыль" (с.97). Речь столь же богата и
дробна, как и предметность натуры. Точность описания наполняет стихи воздухом веры, каковая,
согласно поэту, и есть Реальность (стихотворение «Ария», с.85). В таком контексте стиха и нотные
цитаты рассматриваются с подробностью внимательного живописца. Тема музыки-искусства (особенно
Шопен) -- автопортрет на фоне истории. Ноты молчат на нотном стане, как симптом эпохи.
Замечательна "Травяная ода" -- ботаническая аллегория человеческих характеров. Люди растут из
земли на воздух, поэтому им суждено упасть и умереть. Тут могут возникнуть параллели с Метерлинком,
переосмыслившим жизнь растений в своем символизме, и с Заболоцким в его прочно-полновесных
сельскохозяйственных стихах. Однако, и тут Игорь Лапинский самобытен в своем невозможном соединении
простодушной детальности и емкой рассудительности.
Книга "Огни Святого Эльма" впускают нас в поэта европейской универсальности и домашней
предельности. Книга издана так же, как и написана -- с любовью.
А.Беличенко
Вернуться
[в содержание журнала "Самватас"]
[в раздел "Цитаты оттуда"]