В нынешней, набившей оскомину, ситуации языковых войн, свалки менталитетов и приоритетов,
растворении реальности в культуре и культуры в человеке обращение к спокойной гармонии чисел вполне
понятно. Известно, что Пифагор, по сообщению Гераклида Понтийского, учил, что счастье заключается в
знании совершенства чисел. И еще Пифагор говорил, что числу все вещи подобны. Известно также,
согласно Диогену Лаэртскому, что Пифагоров было четверо и жили они одновременно и неподалеку друг
от друга. Или, иначе, все движется согласно числу. Отсюда гадания на числах и клятва по числу.
Наш отзыв на книгу Леси Лышковской является попыткой реставрировать одну из версий со-личности
поэта, поскольку всякий его читатель есть соучастник поэта как личности. Однако, для такой
реконструкции нужен третий свидетель -- генератор числа, не знающий ничего ни о поэте и поэтической
книге, ни о целях читателя. Иначе говоря, читатель связан с поэтом через поэтическую книгу, а с
подателем чисел -- через числа, и вместе с тем единственно, чем образ поэта удваивается в
перцептивной стереометрии. Но существует и четвертый участник чисельного прочтения поэтической
книги -- это так называемый лирический герой книги стихов, тот невербальный образ, который проходит
через всю книгу как ее тайный свидетель, ее перипетия и чувстенно-умственная подоплека. Именно эта
тетрактида, или четверица, образует сюжет личностного прочтения поэтической книги.
Податель чисел сделал семь выборок по два числа: -- первое число -- страница книги, второе --
строка сверху (главенство верха очевидно). Результаты таковы:
1
|
стр 36
строка 18
|
"(Да не взойдут кресты!)"
|
2
|
стр 24
строка 5
|
"в мире тех, чей кругозор"
|
3
|
стр 46
строка 8
|
"или хотя бы морем"
|
4
|
стр 70
строка 9
|
"Но странная девочка с нежным сиреневым взглядом"
|
5
|
стр 25
строка 13
|
"лестница в самое небо, где многим"
|
6
|
стр 46
строка 4
|
"Бегущую по волнам"
|
7
|
стр 68
строка 7
|
"меня"
|
Таким образом, мы получили семистишие, которое вполне можно рассматривать как отдельное,
законченное стихотворение. У Пифагора из единицы появились четыре стихии мира: вода, воздух, земля
и огонь. В семистишии представлены две стихии -- вода и воздух ("небо"). "Странная девочка с нежным
сиреневым взглядом" и "лестница" -- два образа, соответствующие "крестам" и "миру" с его кругом
("кругозор"). Наложение креста на круг дает центр семистишия -- некое абсолютное Я ("меня").
Сродство стихий (вода и воздух) намекает на известный результат.
Чисельное прочтение книги -- по сути, проекция отношений читателя и подателя чисел на отношения
поэта, автора книги, и ее лирического героя. Две тайны, сходясь, обрекают друг друга на истину, о
которой теперь судить только вам.
ІЗІЗ, он же Ян Гелиопольский
Вернуться
[в содержание журнала "Самватас"]
[в раздел "Цитаты оттуда"]