Журнал "САМВАТАС" № 19 весна 1999

 

bullet

 

Бумеранг
Некоторые виды, описывая дугу, возвращаются к метателю

 

 

 
 Cтруктура
 Бумеранговая поэзия.
На грани невозвращения

 Про То.
Экстремальная проза

 Журнал "Самватас"
 СуиСайт.
Уголок литературных самоубийц

 Цитаты Оттуда.
Своевольное прочтение

 Некрополь.
Тексты памяти...

 Раз-мова.
Диалоги о

 Страна глухонемых.
Любые формы крика

 На расстоянии.
разные лит-сайты

 e-mail:


Возвращаясь

 

 

Л е с я Т ы ш к о в с к а я. Сны на берегу жизни Киев: Поэтическая библиотека журнала "Самватас", 1992

ЧИСЛА О СТИХЕ

В нынешней, набившей оскомину, ситуации языковых войн, свалки менталитетов и приоритетов, растворении реальности в культуре и культуры в человеке обращение к спокойной гармонии чисел вполне понятно. Известно, что Пифагор, по сообщению Гераклида Понтийского, учил, что счастье заключается в знании совершенства чисел. И еще Пифагор говорил, что числу все вещи подобны. Известно также, согласно Диогену Лаэртскому, что Пифагоров было четверо и жили они одновременно и неподалеку друг от друга. Или, иначе, все движется согласно числу. Отсюда гадания на числах и клятва по числу.

Наш отзыв на книгу Леси Лышковской является попыткой реставрировать одну из версий со-личности поэта, поскольку всякий его читатель есть соучастник поэта как личности. Однако, для такой реконструкции нужен третий свидетель -- генератор числа, не знающий ничего ни о поэте и поэтической книге, ни о целях читателя. Иначе говоря, читатель связан с поэтом через поэтическую книгу, а с подателем чисел -- через числа, и вместе с тем единственно, чем образ поэта удваивается в перцептивной стереометрии. Но существует и четвертый участник чисельного прочтения поэтической книги -- это так называемый лирический герой книги стихов, тот невербальный образ, который проходит через всю книгу как ее тайный свидетель, ее перипетия и чувстенно-умственная подоплека. Именно эта тетрактида, или четверица, образует сюжет личностного прочтения поэтической книги.

Податель чисел сделал семь выборок по два числа: -- первое число -- страница книги, второе -- строка сверху (главенство верха очевидно). Результаты таковы:

1
стр 36
строка 18
"(Да не взойдут кресты!)"
2
стр 24
строка 5
"в мире тех, чей кругозор"
3
стр 46
строка 8
"или хотя бы морем"
4
стр 70
строка 9
"Но странная девочка с нежным сиреневым взглядом"
5
стр 25
строка 13
"лестница в самое небо, где многим"
6
стр 46
строка 4
"Бегущую по волнам"
7
стр 68
строка 7
"меня"

Таким образом, мы получили семистишие, которое вполне можно рассматривать как отдельное, законченное стихотворение. У Пифагора из единицы появились четыре стихии мира: вода, воздух, земля и огонь. В семистишии представлены две стихии -- вода и воздух ("небо"). "Странная девочка с нежным сиреневым взглядом" и "лестница" -- два образа, соответствующие "крестам" и "миру" с его кругом ("кругозор"). Наложение креста на круг дает центр семистишия -- некое абсолютное Я ("меня"). Сродство стихий (вода и воздух) намекает на известный результат.

Чисельное прочтение книги -- по сути, проекция отношений читателя и подателя чисел на отношения поэта, автора книги, и ее лирического героя. Две тайны, сходясь, обрекают друг друга на истину, о которой теперь судить только вам.

ІЗІЗ, он же Ян Гелиопольский

bullet  Вернуться
    [в содержание журнала "Самватас"]
    [в раздел "Цитаты оттуда"]

Hosted by uCoz