Сначала наплюешь в душу, а потом заставляешь всех думать, что это бриллианты. Примерно так
говорили соседи одному из братьев Люмьер, которых, как известно, было двое, за столиком напротив их
дома на бульваре Капуцинов. В этом что-то есть, думал брат, и рассеяно стал набрасывать на салфетке
чертежи будущего проекта. Конечно, ничего не получалось. Действительно, как это? "чертежи будущего
проекта"? Тут что-то не в порядке, даже не то что с логикой, вообще с грамматикой. Брат и это взял
на заметку. Второй Люмьер тоже не терял время даром, он следил из-под локтя с пивом, чем занимается
первый брат и накручивал себе на ус. Усы у них были, в принципе, одинаковые, не очень длинные. Это
тоже пошло в дело: короткие усы, заметьте!
Так рождалось мировое, сначала, провинциально французское кино. Но всякое кино, как говорят в
Мелитополе, имеет свой конец, и вот теперь ему почти век. Это, конечно, дата. Первые
мастера кинематографа были, как правило, приличными литераторами: Де Люк, Эйзенштейн. Конечно, не
говоря уже об Эйзенштейне. Соседи братьев Люмьер, в коридоре постоянно пахло жженными пробками,
могут теперь снимать дивиденды со своих прогнозов в 1895: кинематограф всех довел до ручки. До
листа с бумагой. До какофонии джазовой распевки. Век кино не прошел даром, мы все стали чуточку
зорче, теперь мы видим за два шага вперед -- и не ждем от жизни почти ничего. Поезд братьев Люмьер
едет, все едет по простыне. Играют славянку, границ стало больше, вагоновожатый не протрезвел. Это
поезд в один конец, one way train. Мэрилин улыбается нам с того конца улыбкой ренуаровской
продавщицы мороженого: кончилось...
Но вы не расстраивайтесь.
Ганз Остропиленко
Вернуться
[в содержание журнала "Самватас"]
[в раздел "Цитаты оттуда"]