Уход человека тих, незаметен. И почему-то странно непонятен, даже невнятен. Рождение
оглушительно, ярко. В нем трудно сомневаться. Человек уже есть, и это его есть превышает любую его
странность и тайну, заглушает его, как трава розовый куст. Травы много. Трава лезет в глаза, в рот.
Она заполняет все, всю человеческую жизнь от начала до конца. Она всюду, как будто и нет ничего на
земле другого. И только на самой последней минуте, почти уже не на земле, а там, на излете, все
возвращается на круги своя. И розовый-розовый куст парит над человеком. Когда уже ничего нельзя
понять, да и, по сути, увидеть.
Не мне надо было бы писать эти слова о Джеральде Дарреле, великом друге животных нашего времени.
Мой брат читал его книги с детства, жил ими, помнил наизусть. Ему по праву это и надо было делать.
Но брат и некролог, как-то не вяжется. Мне ближе все-таки не сам Даррел, а его страший брат,
Лоуренс. У меня даже есть одна его вещь, которую я так и не прочитал. Не помню уже, как она
называется. Неважно. Да и к животным я отношусь спокойно. Возможно потому, что их абсолютно не
понимаю. Помню, как Т.М. описал борзую (или не борзую? а, да -- дога), прямо, как человека. Ну, да
-- он ведь привык иметь дело с человеком. А вот Даррел понимал животных именно и прежде всего как
животных. Для него это была отдельная стихия, и оттого, что она не пересекалась с людской, она была
еще дороже и ближе Даррелу. Не знаю, было ли это бегством от людей. Он боготворил животных, он
написал для них их евангелие. Когда я был маленький, я думал, что животные слушаются только
Даррела, его слов и его книг. Эти-то слова и эти-то книги останутся в нашей истории.
Он умер в январе, когда его тихие животные спокойно паслись на том самом острове в цепи
Британских островов, что он отдал им для жизни. Он дал им свою Темзу, свою Пикадилли, аббатство и
лужайки. У них был свой Лондон, свой Гамлет. Свой глобус, свой земной шар. Он был очень щедрым в
своей доброте человеком. Его жизнь пример того, как нужно жить на Земле. Чтобы розовый куст не
исчез с нее совершенно, став одной лишь жестокой метафорой.
А. Б.
9.02.95
Вернуться
[в содержание журнала "Самватас"]
[в раздел "Некрополь"]