Журнал "САМВАТАС" № 19 весна 1999

 

bullet

 

Бумеранг
Некоторые виды, описывая дугу, возвращаются к метателю

 

 

 
 Cтруктура
 Бумеранговая поэзия.
На грани невозвращения

 Про То.
Экстремальная проза

 Журнал "Самватас"
 СуиСайт.
Уголок литературных самоубийц

 Цитаты Оттуда.
Своевольное прочтение

 Некрополь.
Тексты памяти...

 Раз-мова.
Диалоги о

 Страна глухонемых.
Любые формы крика

 На расстоянии.
разные лит-сайты

 e-mail:


Спустя память

 

 

ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ЛЕОНОВА
1899-1994

Уход большого мастера, с именем которого связывается целый век отечественной словесности, говорит, видимо, об исчерпанности (физической, натуральной) того образа творческого мышления, что был ему присущ. Но в данную минуту, минуту тихой скорби, мне хотелось бы сказать о самом маэстро, о том, кем он был для всех нас, годившихся ему в сыновья и внуки, о той не исчерпанности человечности, что коренилась во всех его произведениях -- от ранних проб, сочувственно воспринятых Максимом Горьким, до фантастических космогоний последнего времени, до его итоговой "Пирамиды".

Ушел человек-век -- и с ним ушло время, ушла история. Тектонический раскол изменил не только русский лес, но и весь наш славянский ландшафт. Сейчас, на наших с вами глазах, а не только в сердце и памяти, с ним происходит что-то коренное и неисправимое. Красная идея спокойно переходит в коричневую. Только дальтоники не видят этого. После "Русского леса" Леонида Леонова я как-то особенно трепетно стал относится к этой зеленой стихии жизни, но сейчас всему славянскому лесу, лесу нашей судьбы грозит не то что уничтожение, а процессы нравственной мутации, остервенения душевных сил, исподление самой метафизики души (уж не знаю чем конкретно -- выбор широкий).

До сих пор русский лес рожал русского человека, как казахская степь -- казаха, земля кормила, одевала и давала приют. Теперь ситуация обратная: человеку дано породить и землю, и саму страну свою. Впрочем, это не акт рождения в буквальном смысле, но акт защиты -- защиты жизни, добра, детей, будущего, наконец. Пример гордого одиночества Леонида Леонова показывает, что это возможно. Это пример высокого недеяния, несуеты и покоя. В таком состоянии человек сам невольно становится не только эманацией родной земли, но и ее весомой сутью.

Жить, как и плыть, можно лишь на той глубине, при которой не касаешься дна. Даже лучшему литератору не дано исчерпать родство человека и земли, коснуться дна. Парус, под каким проходит вся человеческая жизнь, напоминает раковину, защищающую от мирового зла. Именно таким парусом останется для нас все творчество незабвенного Леонида Леонова.

Артур Розен
27.08.94

bullet  Вернуться
    [в содержание журнала "Самватас"]

Hosted by uCoz