Он умер уже как две недели назад, а я все не знал, как написать об этом. Случай, как говорили
встарь (в шестидесятых?..), помог мне. Есть гении в истории человечества, которым наш славный век
не оставил бы никаких шансов проявить себя. Например, обаятельный любитель цветов Жан-Жак Руссо.
Роберт Рождественский - скорее факт нашей биографии, чем образования. Как шум моря в раковине, его
песни остались в наших ушах. Его уникальное среди знаменитостей заикание не может не вызывать
немедленную симпатию. И вместе с тем, само обстоятельство этой известности (или, лучше,
популярности) застывает в кончиках собольей улыбки Жан-Жака, появись он однажды в зале заседаний
Советских Писателей.
В этом прелестном недуге языка (заикании) невольно содержалась ирония по отношению ко всему
пафосу очередной пятилетки. И только певцам предстояло явить подлинность его поэтического таланта,
существовавшего вопреки всей его славе и признанности. Сейчас я хотел бы отдать ему должное.
Жан-Жаковский барвинок пророс сквозь бетон взлетной полосы. Талант же, как прегрешение -- малое
прегрешение -- поучает, о том, каковы могут быть последствия большого. Талант раздражает, выводит
из равновесия. Вне зависимости от прочих своих достоинств.
Смерть, всякая, знаменует рождение истории, ее глас. Словно в увеличительное стекло смотрит она
на прошедшее, истекшее время, и тогда огромные, немыслимые мелочи царапают своей вопиющностью
зрачок, наступая на разум. Всякая живая мелочь, немыслимо раздутая в масштабах, прямо-таки
бросается -- и вот тут уже воистину бросается -- в глаза, становясь глашатаем прожитого, немого и
величественного. С великим немым говорим мы, отдавая дань признания тем, кого мы когда-то имели
возможность слышать. Стенания его языка стоят в памяти словно набат вечевого колокола. Но только
сейчас, сквозь девальвированный смысл, доходит до нас его настоящий звук.
Артур Розен
12.09.94
Вернуться
[в содержание журнала "Самватас"]