И памяти Гамлета, памяти дяди Вани, и памяти князя Мышкина. Когда не выдерживает время, люди
умирают. Кончилось что-то большое, континент. Горизонт оказался берегом -- тем шире человек.
Иннокентий Смоктуновский говорил на все вопросы о себе: "я -- человек". Именно говорил, а не
отвечал, потому что вряд ли интервьюер был доволен таким слишком уж абстрактным ответом. Между тем,
сказано исчерпывающе точно. Умер человек. В конце века это даже как-то логично, чудовищно, но логично.
Мир популярности мелок -- в нем можно умереть, в нем есть логика. В мире младенцев нет ни
логики, есть исчерпывающее и страшное знание мира, превышающее самый этот мир. Логик заметит:
значит великое бесчеловечно. В каком-то смысле да.
И все же я бы говорил о времени, а не о человеке. Иннокентий Смоктуновский был для кого
песочными часами, для кого курантами. Он показывал всегда точное время, и не ошибался, даже когда
лгал северный полюс, взятый штурмом барабанщиков. Этот актер был для нас учителем жизни, больше,
чем Шекспир -- ведь автор всегда за кулисами. Он один умел закрывать за собой двери так, что это
было не жестоко.
В те дни наших университетов он был для нас форпостом чистого времени, ошеломляющим зайчиком
света. Или ошеломительным? Ах, не ждите от меня точности, я актер, хоть и бывший, местами. В
каком-то отношении мне и трудно, не только тяжко говорить о такой потере. От воплощения
порядочности на земле оторвалась такая глыба, что я никогда не забуду об этой зияющей зыби (почему
именно в тяжелые минуты хочется писать стихами? не знаю, я же не поэт).
Тоска ли времени, тоска ли по времени, не знаю. Это уже сама история страны, скроенная так, что
всякий раз не о чем жалеть -- именно такова биография любви.
Да, один из нас был великим. Теперь мы, кажется, знаем, кто. Будем же еще более тщательно
смотреть за собой, теперь у нас больше шансов стать жуликами и плагиаторами. Без него.
Яков Ахопхокян
Вернуться
[в содержание журнала "Самватас"]